вторник, 4 марта 2014 г.

Многообразие путей и форм человеческого знания.

Миф как форма познания.

 В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей. Прежде всего в них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно.
  • Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно.
  • Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен.
Обыденно-житейское познание.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизниИздавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания.
 В житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, также он преимущественно индивидуален, ориентирован на практический эффект. Наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально.

Художественно-образная форма познания. 

В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.  С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом.

Народная мудрость.

 Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам, поэтому встречаются прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу.

Паранаука. 

В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности, паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания. В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям. Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе.  При этом паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.

Научное познание.

Научное познание

Научное познание - это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми , опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы . Результаты научного п., в отличие от  познания обыденного,  универсальны,  они  раскрывают  сущность  изучаемого  предмета, законы его функционирования и развития.

Источники: Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень, terme.ruhttp://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий